Каждый человек сам для себя делает вывод, почему ему нравится то или иное. В какой-то момент для себя я осознал, что мне очень нравятся игры жанра Хоррор. Возможно это какие-то размазанные чувства и воспоминание из детства, когда я играл в Thief, и никак не решался выйти из тени, или первый страх от ужасной атмосферы Silent Hill 2. Но это все кажется каким-то далеким. А вот что действительно укрепило надолго мою страсть к хоррору — это Penumbra. Я даже немного корю себя за то, что узнал о ней так позно, когда появились мощные современные видео карты, и чувствовалось, что я как-то опоздал, что игра уже немного не та. Всегда же приятно узнать о чем-то в первых рядах. Но это все лирика, теперь ближе к сути. Сложно описать тот водоворот эмоций, который я испытал, будучи играющим в Penumbra Overture. Уровни и степени страха сменялись одна за другой, это с одной стороны шокировало, пугало и вызывало дрожь, с другой стороны, это чувство, когда мурашки бегут по коже, и когда ладони и спину пробирает холодный пот, оно манит. Да! в это сложно поверить, но это как легкий наркотик — попробовал раз, прошло время и хочется еще. Хочется испытать себя, свою волю, свой страх. А чем больше проецируешь себя на персонажа, тем более ярким становится это чувство. А чтобы это чувство не забывать, мне помогли еще 2 мировых хоррор шедевра — Amnesia и Call of Ctulhu.
Я понял, что не один такой. Многие геймеры жаждут этого состязания, этого путешествия в мир созданных страхов, а нередко и своих собственных. Давайте разберемся, что же так привлекает нас в этом явлении. На самом деле ответ не поверхности. Это то что происходит с нами каждый день, то что мы видим, слышим, и что нам так отчетливо вдалбливают в голову СМИ. Как не включишь телевизор, а особенно новости — все одно и тоже: коррупция, кража, пожар, криминал, взрыв, угон, дтп. А человек такое существо, что он ко всему привыкает. Даже к таким дикостям. Это делает нас эмоционально бедными и даже мертвыми, мы становимся ко всему равнодушными, и ничто уже не может вызвать в нас глубокие чувства.
Но в природе человека можно абсолютно явно и точно выделить 2 основополагающих инстинкта — это выживание и размножение. Про размножение ни слова говорить не буду, это не по нашей теме, а вот выживание — вот оно, то самое искомое чувство, которое все больше атрофируется, уходит, забывается. Мы перестали боятся, ведь нас вроде бы кругом защищают. От болезней — государственная медицина. От бандитов и грабителей — полиция. От голода — продуктовые магазины. От дождя и холода — бетонное жилище. Никакой опасности.
Именно этот инстинкт и затрагивают хоррор игры, в частности инди-хорроры. Казалось бы вклад последних, должен быть ничтожно мал. Но практика показывает другое. Инди-игры, будучи разработанными маленькими коллективами, не требует больших финансовых вложений. Их может создать более-менее грамотный человек с минимальным набором знаний. Этих игр выходит в десятки, в сотни тысяч раз больше, чем крупных проектов со своим издателем. И в каждой автор заложил частичку своего страха, своих переживаний и эмоций, своего понимания выживания.
Взять для примера этого популярного Слендера. Представьте себя на секунду в роли его жертвы. Представьте, что одним прекрасным вечером вы очнулись в лесу и совсем ничего не понимаете и не помните. Голова начинает все больше болеть, вы слышите подозрительное шипение, и в глазах начинает потихоньку темнеть. После часа брожения наконец перед вами мелькает это нечто, без лица и в костюме, и вы с диким воплем бросаетесь бежать что ей сил, проклиная это место и молясь о том, чтобы выжить. Вы начинаете опасаться за свою жизнь, включается ваш самый главный инстинкт.
Подводя итог могу сказать, что не всем людям нужна такая эмоциональная встряска в виде порции ужаса за инди хоррором. Как вы понимаете, всё сугубо субъективно, и у многих это может вызвать банальное отвращение и депрессию. Но все же, я думаю многим этот жанр очень даже по душе, и человек прекрасно помнит свою первую игру, от которой от испытал дикий, животный страх, и к которой он все равно иногда возвращается в своей памяти.