Наш любимый жанр ужасов пополнился кое-чем необычным. Еще 10 лет назад я и не подумал бы, что можно создать настольную хоррор игру, которая бы завораживала игрока. Итак, перед нами Ужас Аркхэма, игра созданная по творчеству господина Г. Ф. Лавкрафта, признанного гения литературного ужаса, который едва ли уступал чем-то легендарному Эдгару Аллану По. За основу игры взят цикл мифов Ктулху.
Коротко о главном
Разработчик: Fantasy Flight Games
Год издания: 2005
Жанр: Настольная стратегическая игра
Количество игроков: 1-8
Время игры: 3-4 часа
Сложность правил и игры: высокая
Место игры — вымышленный город Аркхэм, вокруг которого строилось очень много рассказов писателя. Цель игры — не допустить приход древнего ужаса в город, а если такое случится — то уничтожить его.
В Ужасе Аркхэма могут принимать участие от 1 до 8 человек. При этом немного меняется механика игры, но суть остается прежней. Каждый человек будет исполнять роль детектива, который по тем или иным обстоятельствам оказался в городе, в своем определенном месте. У детектива есть 2 основополагающих показателя: здоровье и здравомыслие (ум). Если показатель здоровья достигнет 0, то персонаж, отправится в больницу, с потерей половины нажитого имущества. Если же он сойдет с ума, то также потеряет предметы, но отправится в психиатрическую лечебницу. Помимо этого у каждого детектива есть 3 пары способностей: скорость передвижения — увертливость, сила боя — сила воли, знания — удача. Почему они идут парами? — Потому что увеличивая 1 параметр, детектив уменьшает другой и наоборот. В начале игры, каждый участник, в соответствии с договоренностью, может случайно или преднамеренно выбрать себе детектива и установить ползунки на своих парах способностей.
В ходе игры детективы должны исследовать город, а также потусторонние миры, входы в которые периодически открываются в процессе. Детективы будут сталкиваться с монстрами. И у них будет выбор драться или бежать от него. При этом будут проверяться различные параметры детектива, например перед боем игрок пройдет проверку страха, затем в бою проверку силы боя, а для удачного произношения заклинания — проверку знания. В награду за убийство монстра, герои будут получать трофеи — жетон монстра. Также игроки смогут собирать улики и жетоны закрытых врат и менять их на другие полезные предметы (например покупать обычные вещи, магические вещи, заклинания и специальные навыки).
Главный противник всех детективов в игре — Древний. Перед началом игроки выбирает случайно или преднамеренно против какого древнего они будут сражаться (например Ктутлху, Йига или Ньярлатотепа). При этом положение в городе будет меняться, так как древний напрямую влияет на него. Так скажем если древним выбран Йиг, то обычные монстры Оккультисты, становятся летающими и на порядок сильнее.
Исход каждой локальной битвы определяется броском кубика с 6 гранями. При обычных условиях успешным действием считается, если на кубике выпала цифра 5 или 6. Например так: Мусорщик Пит бредя по локации «болото» встретился с монстром «зомби». Пит решает скрыться и убежать от него. Показатель увертливости у него равен 4, а бдительность зомби = 1 (сложность такого типа проверки всегда равняется одному, значит нужен, хотя бы 1 удачный исход кубика). Игрок кидает 3 кубика (4-1) и получает следующие результаты 1,2,5. Ура! Есть один положительный исход 5 значит Пит удачно скрылся от зомби, и уходит с локации, при этом забрав с собой необходимые улики.
Детектив может находится в состоянии проклятия, тогда удачным исходом будет только цифра 6 на кубике. И наоборот игрок может быть благословлен в церкви, и тогда удачные исходы будут 4,5,6.
По мере того, как детективы исследуют город, изучают новые навыки и приобрают оружие в городе происходит 2 глобальных события. Во-первых растет уровень ужаса. Он измеряется по 10-бальной шкале. При этом, чем он выше, тем больше впадают в панику горожане, и начинают его покидать. При этом закрываются разные магазины. Так, скажем при уровне ужаса равным 6, закрывается «лавка ценностей». Во-вторых заполняется шкала судьбы древнего. Обычно она составляет 12-20 делений. Эта шкала заполняется по мере того как в городе открываются врата в параллельные миры . Из этих миров в город приходят монстры, и их нужно стараться быстро закрывать. Можно просто закрыть врата, получив трофей, но тогда есть вероятность, что они откроются вновь. А можно врата запечатать навсегда. При этом нужно потратить либо 5 улик, либо запечатать картой древнего. В этом случае, в этой локации уже никогда не появится ворот в параллельное измерение, никогда не появится монстр. Локация становится безопасной, а со шкалы судьбы снимается 1 жетон. Если в любой момент игры на карте появляется 6 запечатанных ворот, игра считается выигранной: древний никогда не сможет войти в такой город. Если же герои не успели, и древний пришёл в город, то его надо убить, что будет являться альтернативным вариантом победы, но это сложный путь.
Приобрести эту игру можно в разных магазинах настольных игр, или интернет-магазинах. Лично я покупал в магазине HobbyGames. Нареканий по качеству не возникло.